Крепость Псыфабэ - остатки средневекового
оборонительного сооружения на вершине Абадзехской (Ключевой) горы. Псыфабэ
по-адыгски - "теплая вода".
Именем этой крепости называлось до окончания Кавказской войны и урочище в том месте, где сейчас находится городская часть курорта Горячий Ключ.
Крепость невелика (100-200 м2 ).
Исследователи этих мест считают, что она являлась укрепленной частью поселения на северном склоне горного хребта Котх. За ее стенами, в случае опасности, прятались местные жители.
До наших дней сохранились только камни от фундамента стен (высота около30 см ) и также поросший
деревьями крепостной ров, отделявший крепость от остальной части отрога.
Судя по собранному материалу, а именно по обломкам керамики, этот исторический объект датируется V - VII вв. н. э., но здесь же имели место находки более раннего периода, что говорит о еще более раннем заселении этих мест (1 в. н. э.).
Самое позднее время использования крепости - XIII- XVI вв. Этот период позднего средневековья истории адыгов в археологии носит название «Белореченская культура».
В ходе раскопок были обнаружены и расчищены некоторые участки оборонительной архитектуры. Длина самой укрепленной части составляет67 метров , ширина - 48 метров . Мощность
стены, опоясывающей площадку 3,5
метра . Она состоит из двух (внешней и внутренней) стенок
шириной 50 и 30 см ,
сложенных из глыб песчаника на глиняном растворе. Внутреннее пространство
забутовано более мелким колотым камнем и щебнем. В южной стене находится башня
прямоугольного типа. С противоположной стороны находилась башня в виде многоугольника.
В самом высоком месте скалы стояла наблюдательная вышка, южнее - какое-то культовое сооружение (очевидно, солярное святилище). На нижних террасах, спускающихся на запад к Псекупсу, очевидно, располагались жилые строения. Остатки пока не найдены, лишь открыта частично мосюва, устилающая эти террасы.
По мнению адыгского археолога Нурбия Газизовича Ловпаче, в период ранней бронзы (3-е тысячелетие до н.э.) долину Псекупса населяли кавказские племена хаттов, носителей известной майкопской культуры.
В меотское время (4-1 в.в. до н.э.) долину Псекупса заселяло протоадыгейское племя фатов (фатеев), фигурировавшее в античных письменных источниках с 4 в. н.э. Это было самое земледельческое и самое ремесленное племя в Закубанье. Фатская гончарная культура продолжается и в эпоху «великого переселения народов», т.е. до 7 в. Ни нашествие гуннов в конце 4-го в., ни гибельное завоевание аваров в 7 в. не прервало ее развития. Об этом говорят многочисленные укрепленные городища 5-6 в.в. в низовьях Псекупса, Марты и Пчаса, исследованные краснодарским археологом Н.В. Анфимовым.
Керамика крепости «Псыфабэ» демонстрирует эту культуру в горной части края.
Гунны не первые пришельцы, натиск которых пережили фаты, нашествие аланов в 1 в. и готов в 3-ем заставило их покинуть правый берег Пшиза (Кубани). К 5-му в. племя фатов утратило ту политическую силу и самостоятельность, что имело в период своего наивысшего рассвета при царе Арифарне в 4-м веке до н.э. В период самого раннего средневековья из западнокавказских племен самыми сильными стали зихи. В позднеримское время они имели государственность. Известен царь зихов Стахемфак, номинально зависимый от римского императора. В эпоху «великого переселения народов» это племя располагается в Северо-Восточном Причерноморье от Топсиды (Туапсе) до Синдской Гавани (Анапа) и на политической арене выступает от имени всех адыгов как джихи, циги, зихи. Они объединили всех адыгов в племенной союз.
Открытый памятник археологии и оборонного зодчества следует считать зихско-фатской крепостью V—VII вв. Укрепление «Псыфабэ» служило цитаделью раннего средневекового поселения, располагавшегося с восточной стороны скалы у подножья г. Абадзехской. Очевидно, после370 г ., когда начались набеги гуннов, и особенно в V в.,
когда при знаменитом царе гуннов Атилле они участились, была воздвигнута южная
стена. История адыгов характеризует нашествие аваров в VII в. под
предводительством хана Байкана как самое губительное. Главное сопротивление
аварскому завоеванию организовал хамышейский (бжедугский) князь Лавристан.
Именно тогда и должны были быть воздвигнуты основные фортификационные элементы.
В процессе раскопок, обмеров и вычерчивания плана крепости выяснилось: при сооружении стены, окружавшей верхнюю площадку, площадь цитадели уменьшилась почти на треть - настолько, что в ней вряд ли могло разместиться население посёлка в случае внешней опасности. Но княжеская семья с прислугой располагалась свободно. Возможно, «Псыфабэ» было феодальным замком.
Именем этой крепости называлось до окончания Кавказской войны и урочище в том месте, где сейчас находится городская часть курорта Горячий Ключ.
Крепость невелика (100-
Исследователи этих мест считают, что она являлась укрепленной частью поселения на северном склоне горного хребта Котх. За ее стенами, в случае опасности, прятались местные жители.
До наших дней сохранились только камни от фундамента стен (высота около
Картина А. Сагань «Крепость Псыфабэ».
В конце сентября - начале октября 1989 года отряд
адыгейской археологической экспедиции производил разведочные раскопки на
северных склонах горы Абадзехская, в результате которых и было открыто древнее
укрепление.Судя по собранному материалу, а именно по обломкам керамики, этот исторический объект датируется V - VII вв. н. э., но здесь же имели место находки более раннего периода, что говорит о еще более раннем заселении этих мест (1 в. н. э.).
Самое позднее время использования крепости - XIII- XVI вв. Этот период позднего средневековья истории адыгов в археологии носит название «Белореченская культура».
В ходе раскопок были обнаружены и расчищены некоторые участки оборонительной архитектуры. Длина самой укрепленной части составляет
В самом высоком месте скалы стояла наблюдательная вышка, южнее - какое-то культовое сооружение (очевидно, солярное святилище). На нижних террасах, спускающихся на запад к Псекупсу, очевидно, располагались жилые строения. Остатки пока не найдены, лишь открыта частично мосюва, устилающая эти террасы.
По мнению адыгского археолога Нурбия Газизовича Ловпаче, в период ранней бронзы (3-е тысячелетие до н.э.) долину Псекупса населяли кавказские племена хаттов, носителей известной майкопской культуры.
В меотское время (4-1 в.в. до н.э.) долину Псекупса заселяло протоадыгейское племя фатов (фатеев), фигурировавшее в античных письменных источниках с 4 в. н.э. Это было самое земледельческое и самое ремесленное племя в Закубанье. Фатская гончарная культура продолжается и в эпоху «великого переселения народов», т.е. до 7 в. Ни нашествие гуннов в конце 4-го в., ни гибельное завоевание аваров в 7 в. не прервало ее развития. Об этом говорят многочисленные укрепленные городища 5-6 в.в. в низовьях Псекупса, Марты и Пчаса, исследованные краснодарским археологом Н.В. Анфимовым.
Керамика крепости «Псыфабэ» демонстрирует эту культуру в горной части края.
Гунны не первые пришельцы, натиск которых пережили фаты, нашествие аланов в 1 в. и готов в 3-ем заставило их покинуть правый берег Пшиза (Кубани). К 5-му в. племя фатов утратило ту политическую силу и самостоятельность, что имело в период своего наивысшего рассвета при царе Арифарне в 4-м веке до н.э. В период самого раннего средневековья из западнокавказских племен самыми сильными стали зихи. В позднеримское время они имели государственность. Известен царь зихов Стахемфак, номинально зависимый от римского императора. В эпоху «великого переселения народов» это племя располагается в Северо-Восточном Причерноморье от Топсиды (Туапсе) до Синдской Гавани (Анапа) и на политической арене выступает от имени всех адыгов как джихи, циги, зихи. Они объединили всех адыгов в племенной союз.
Открытый памятник археологии и оборонного зодчества следует считать зихско-фатской крепостью V—VII вв. Укрепление «Псыфабэ» служило цитаделью раннего средневекового поселения, располагавшегося с восточной стороны скалы у подножья г. Абадзехской. Очевидно, после
В процессе раскопок, обмеров и вычерчивания плана крепости выяснилось: при сооружении стены, окружавшей верхнюю площадку, площадь цитадели уменьшилась почти на треть - настолько, что в ней вряд ли могло разместиться население посёлка в случае внешней опасности. Но княжеская семья с прислугой располагалась свободно. Возможно, «Псыфабэ» было феодальным замком.
Комментариев нет:
Отправить комментарий